Pisownia nazwisk
Bład w rosyjskiej wersji nazwiska tego znakomitego artysty sprowokował mnie do umieszczeni tu jego biogramu.
Хаим родился в бедной семье, его отец был мостильщиком дорог. С двенадцати лет он начал играть детские роли в местном еврейском театре, участвовал в молодёжной сионистской организации. В 1920г. он присоединился к группе актёров, дававших представления на идиш в городах и местечках Литвы и Польши. В 1924г., через Германию и Голландию, Яблоков эмигрировал в Америку. (На Эллис-Айленде ему пришлось дать импровизированный концерт для иммиграционных чиновников, не веривших, что он профессиональный артист).
После нескольких лет на еврейских сценах Торонто, Монреаля и Лос-Анжелеса Яблоков был принят в Еврейский актёрский союз и поселился в Нью-Йорке. В 1930-х и 1940-х он становится одной из самых заметных личностей в театральном мире Второй Авеню в эпоху расцвета американского театра на идиш. Среди наиболее удачных спектаклей, в которых он участвовал, - "The King of Song", "Goldela Dem Bakers", "Mein Veise Blum", "Der Dishwasher", "My Son and I".
Одним из лучших музыкальных спектаклей, которые он написал и поставил, был "Der Payatz" ("Клоун"); маску клоуна он позднее использовал в своих еженедельных радиопрограммах на идиш. В одной из этих программ в 1932г. впервые прозвучала его песня "Койфт-же папиросeн", которая была сочинена им за десять лет до этого, - как вспоминал сам Яблоков, под впечатлением от страданий детей, осиротевших во время погромов после Первой мировой войны. Эта песня, благодаря своей чудесной (во многом фольклорной) мелодии и трогательным словам, сразу стала очень популярной, a в 1935г. была им использована в спектакле "Папиросeн", основанном на сюжете песни.
Мемуары Яблоковa "Дер Паяц" имеют подзаголовок "Вокруг света с еврейским театром". Он много гастролировал со своей труппой по Южной Америке, Израилю, по Скандинавии и другим европейским странам, и часто играл вместе со своей женой, известной актрисой и певицей Беллой Майсел. Но самой важной его поездкой был семимесячный тур по лагерям перемещённых лиц в Германии, Австрии и Италии в 1947г., когда он дал более ста представлений для 180,000 еврейских беженцев, переживших Холокост. В одном из этих лагерей он нашёл свою племянницу Дору, как оказалось, единственную уцелевшую из его гродненской родни.
С 1945г. и до конца его дней Герман Яблоков был президентом Еврейского актёрского союзa, а также в разные годы возглавлял Еврейский театральный альянс и Еврейский Национальный театр в Нью-Йорке.
(Известный в Бруклине похоронный дом "Яблоков" был основан сыном Германа Джеком Яблоковым в 1965.)
Herman Yablokoff [Hayim Yablonik] (1903–81) was born in Grodno-Near Minsk, Russian Poland (now Belarus), where he sang as a boy chorister in the choir of Cantor (Reb) Yoshe Slonimer at the age of ten. In 1924, after four years with the Kovner Fareynikte Trup (United Troupe of Kovno) and travels through Germany and Holland, he emigrated to America and began playing on stages in Toronto, Montreal, and Los Angeles before settling in New York.
Papirosn (Cigarettes), from his play with the same title, is probably his most enduring song. Most likely an adaption of an European folk melody to his own melodramatic lyrics, it is still sung today.